Подготовка персонала БАС


С августа 2014 г. в научно-производственном центре беспилотной авиации «Вираж» Национального авиационного университета начата подготовка внешних пилотов (ВП). Целью программы курсов подготовки ВП является предоставление слушателям общих теоретических знаний по конструкции, функционирования, эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) и практических навыков, необходимых для пилотирования беспилотных воздушных судов (БВС) с активным использованием автопилота.

Подготовка включает три этапа:

  • теоретическая;
  • тренажерная;
  • практическая.

Программа теоретической подготовки разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Воздушный кодекс Украины, 2011
  • JAR-FCL 1: Выдача свидетельств летному экипажу (самолет)
  • CAP 722. Unmanned Aircraft System Operations in UK Airspace
  • CAP 658. Model Aircraft: A Guide to Safe Flying
  • Беспилотные авиационные системы (БАС), Циркуляр 328 // Док. ИКАО AN 190, 2011
  • Руководство по обучению в области человеческого фактора: ИКАО – Док. 9683 – АN/950, 1998.

Программа гармонизирована с программой подготовки пилотов пилотируемой авиации, одобренной Госавиаслужбой, с учетом особенностей пилотирования БВС и согласована с программами отечественных и зарубежных организаций, занимающихся подготовкой ВП. Она включает изучение следующих дисциплин:

  • Авиационное законодательство
  • Принципы полета
  • Летные характеристики и планирование полетов
  • Конструкция, функционирование и эксплуатация БВС
  • Конструкция, функционирование и эксплуатация приборов и оборудования БАС
  • Оперативное техническое обслуживание БВС
  • Метеорология
  • Связь
  • Навигация
  • Возможности и ограничения человека
  • Общая безопасность полетов

Полученные знания по теоретическим дисциплинам оцениваются по результатам промежуточных тестов.

Иллюстрация
Рис. 1. Универсальный тренажер БАС

Тренажерная подготовка осуществляется на универсальном тренажере БАС (рис. 1) в лаборатории «Беспилотные авиационные системы». Тренажер предназначен для отработки практических навыков управления БВС, планирования полетных заданий, прохождение маршрута. Он позволяет:

  1. Уменьшить материальные потери, связанные с ошибочными действиями на начальном этапе обучения ВП.
  2. Планировать и отработать все режимы полета (движение по взлетно-посадочной полосе, взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение и посадка), маневры и маршруты полетов для спланированных заданий с учетом имитации местности и погодных условий.
  3. На основе моделирования изображения земной поверхности обучать операторов целевой нагрузки (телевизионные системы видеонаблюдения) методике выявления, распознавания и сопровождения наземных объектов.
  4. Отработать согласованность действий, связи экипажа БВС при выполнении полетного задания.
  5. Выбирать конкретные типы БВС для выполнения полетных заданий, что обеспечивает наиболее эффективное использование ресурсов.

Благодаря этому тренажер является незаменимым для первоначального обучения ВП без предыдущего опыта управления БВС.

Практическая подготовка осуществляется на аэродроме «Бородянка» и состоит из четырех основных видов:

  • наземная;
  • предварительная;
  • предполетная – полеты;
  • анализ полетов.

Практическая подготовки ВП включает:

  • Наземную подготовку к выполнению полетов, включая тренажерную
  • Предполетную подготовку БВС, запуск двигателей
  • Взлет и посадку БВС
  • Пилотирование БВС на маршруте
  • Работу с целевой нагрузкой
  • Послеполетный осмотр БВС
  • Контрольные и самостоятельные полеты
  • Зачетные полеты

Практические навыки пилотирования отрабатываются на различных типах БВС (поликоптер НАУ ПК-08, мобильный беспилотный комплекс М-10 «Око 2», многоцелевой беспилотный комплекс М-6-3 «Жаворонок», учебно-тренировочное БВС М-22 Д «Аэротестер», двухмоторное экспериментальное беспилотное воздушное судно М-7Д «Небесный патруль», двухмоторное БВС М-7В5 «Небесный патруль»).

После окончания курсов подготовки слушатели должны обладать знаниями, умениями и навыками пилотирования БВС:

  • Осуществлять взлет и посадку БВС с учетом эксплуатационных факторов (условий базирования, состояния атмосферы, энерговооруженности БВС и др.).
  • Осуществлять пилотирование БВС на маршруте согласно установленного задания в полуавтоматическом и автоматическом режимах.
  • Работать с целевой нагрузкой.
  • Работать с автопилотом.
  • Адекватно реагировать на штатные и нештатные ситуации, возникающие во время взлета, полета по маршруту и посадки.
  • Осуществлять предполетный и послеполетный осмотр БВС и его систем для оценки состояния и пригодности к эксплуатации.